Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

Здравствуйте, Уважаемые Родители! Сегодня мы снова рады встрече с Вами в рубрике Родительские Университеты» - «Особенные Игры для Особенных детей».

Тема нашего разговора: «Игровые стереотипы у детей» - мы продолжим знакомить родителей с особенностями развития игровой деятельности у «солнечных детей», ответим на наиболее часто встречающиеся вопросы и дадим наши рекомендации. Причины возникновения. Оставаясь «наедине с собой», Ваш Особенный Ребёнок часто бывает не готов самостоятельно «переработать» информацию, поступающую из окружающего мира… Даёт о себе знать особенность восприятия, которая как бы «отсеивает» всё «незнакомое…» и «предпочитает» знакомые ощущения. Весь организм ребёнка настроен на «определённый лад» в режиме «экономного функционирования…» Не замечали ли Вы, что «солнечный малыш чаще, чем его сверстники, стремится занять удобную позу, присесть и даже прилечь, и, завладев в одной игрушкой, остаётся в статичном положении надолго, так что хорошей «развернутой» игры – не получается… Делаем вывод: дети склонны заниматься одним и тем же, постоянно «воспроизводя» одинаковые модели поведения… Ваш Ребёнок с успехом освоил пространство квартиры, легко ориентируясь в помещении, но использует его в реализации собственных интересов, проложив лишь несколько «надёжных» игровых маршрутов… Часто у родителей бывает неправильное представление об игровом процессе, принимая настойчивость в получении «любимой игрушки» за «истинный интерес…» Сами родители признаются: «Мы не в силах отказать, потому что он очень настаивает и не успокаивается пока не получит, то что требует!» Игровые Стереотипы-часть поведения Со временем любимый предмет и однотипная игра рискует стать неотъемлемой частью взаимодействия родителей с ребёнком. Зачастую родители не в силах «справиться» с навязчивой игрой ребенка… И тогда игра используется, как средство управления поведением: «за Хорошее Поведение – Любимая Игрушка», «за Плохое –отлучение от «Любимого Занятия»… Родителям важно знать, что стремление заняться привычной игрой обостряется в новых незнакомых ребёнку местах из-за трудности с адаптацией, а также при эмоциональном истощении и физической усталости или на фоне какого либо недомогания… Каким должно быть правильное соотношение Игры и Учебных Занятий? Порой учебная нагрузка прямо пропорциональна зависимости от привычных игр. Чем больше учебная нагрузка, тем сильней «тяга» ребёнка к «отыгрыванию» излишнего напряжения, полученного на занятиях. Наш Совет: Адекватно видоизменяйте нагрузку на Вашего Ребёнка, а не просто «меньше занимайтесь». Уделяйте Внимание: Как Ребёнок усваивает предложенный материал? Как применяет полученные знания? Как справляется с учебными трудностями и повседневными требованиями? Как проводит свой досуг? Распространённые игровые стереотипы: Кидание предметов. Однажды Ваш Ребёнок открывает для Себя Новое Знание: «предметы можно кидать!» Новый способ манипулирования скорее всего надолго займёт Его Внимание… Случается, что проходят месяцы, а интерес не ослабевает, превращаясь в некий «ритуал»: сначала выбирается излюбленная цель:«люстра под потолком, ваза на шкафу»…Бросок, как правило производится с «любимого места». Постепенно «ритуал» переходит в режим: кидать после возвращения с прогулки, детского сада, после интенсивных занятий. Знакомо? Здесь важно не только то, что предшествовало ритуалу, но и последующие «шаги» родителей. Бывает, что родители устраивают ребёнку «эмоциональную встряску», а бывает, наоборот, включают «мультики»… К сожалению, взрослые, привыкая реагировать «эмоционально» не принимают «сигнала о помощи…» в правильной организации деятельности ребёнка. Выводы: 1) Очевидно ваш ребёнок испытывает нехватку тактильных ощущений, сосредотачиваясь главным образом на зрительных и слуховых ощущениях. 2) Привычка наносит ощутимый ущерб продуктивной деятельности ребёнка. Наши Рекомендации: - Важно заметить склонность к такой деятельности на ранних этапах. -Организовывать и часто менять в домашних условиях материалы, развивающие тактильную чувствительность. (Для этого подойдут: покрывала, диванные подушки и стулья – для лазанья и строительства,пищевые продукты-для выполнения игровых заданий; творческие материалы(краски, бумага, пластилин, лоскутки, клей) – для создания «арт-объектов». -контролировать свободную игру -привлекать ребёнка к посильному участию в повседневных бытовых делах -«принимать сигнал» - раз начал кидать, значит, устал играть «по шаблону» и не в силах придумать себе новое занятие – нуждается в Нашей помощи… Включение и выключение света Однажды у Вашего Ребёнка наступает Этап, когда Он начинает исследовать домашнее пространство, устремляясь в «запрещённые» родителями места, чтобы пробовать открывать любые дверцы и нажимать «заметные» кнопки. Вашему «Юному Исследователю» интересно становится устанавливать причинно-следственную связь, достигая однообразного эффекта. Существует целый ряд бытовых игр, которые очень любят «солнечные дети»: «открывание-закрывание» дверей (в том числе у стиральных машин и холодильников), «включение-выключение» той же стиральной машины, компьютеров, телефонов, телевизоров; нажимание слива воды в унитазе, манипулирование с кранами… Знакомо? Также, в какой - то момент для детей может стать неимоверно притягательным: высыпание круп на пол, выбрасывание одежды из шкафа… Но «Пальма Первенства» всё же принадлежит – «включению-выключению света…» Выводы: ребёнок «застрял» на этапе манипулятивной деятельности и не может без помощи взрослых расширить свои возможности. Что же делать? Наши рекомендации: -помочь ребёнку усложнить игру, показав, что ещё можно делать с любимой игрушкой, как собрать вместе несколько предметов, выстроить сюжет игры… - помочь усложнить игру с тем объектом, который привлёк внимание Вашего ребёнка. (Например: Папа спрячется за открывающейся дверью и «выскочит в момент ее открывания». Скорее всего, ребёнок отреагирует положительно. Тогда у его действий с дверью – появиться Цель-«прятать и находить папу»). Чем больше будет определённых целей в похожих игровых сюжетах – тем быстрее ребёнок откажется от однообразных манипуляций. Высыпание игрушек из коробки. «Что же делать, если ребёнок хочет высыпать игрушки из коробки, после чего теряет интерес к ним?»- спрашивают многие родители. Например: можно наполнять коробку вместе с ребёнком и высыпать опять, можно опустошить коробку и посадить в неё Самого Ребёнка, покатать, как в игрушечном автомобиле… Главное уйти от однотипных манипуляций! Манипулирование двумя мягкими игрушками («кукольный театр») Знакомая картина, когда ребёнок продолжительное время сидит «по-турецки» и держит в обеих руках по мягкой игрушке . Он управляет игрушками: сталкивает их, трясёт, в зависимости от индивидуальных возможностей иногда присутствует речевое сопровождение… Но если спросить родителей, в чём заключается сюжет, ответы будут: «Во что- то играет…»Подобная игра проходит без изменения сюжета, выделить в Ней какое то событие не представляется возможным… Наши рекомендации: -Взрослым необходимо видеть в такой игре сложившийся «стереотип» -Менять укоренившуюся привычку в сторону увеличения активности ребёнка -Тренировать активное внимание не только на занятиях, но и в повседневных контактах, быту. -Уделять внимание наращиванию продуктивности в игровой деятельности. Общие рекомендации: Родителям необходимо знать, что из склонности к стереотипам – берёт начало, такая черта характера, как упрямство в получении желаемого. Новое познавать трудно, старое же всегда доступно и надёжно. Поэтому дети так настойчиво отстаивают свои «игровые стереотипы» и так отчаянно сопротивляются, когда взрослые пытаются «переломить» ситуацию… Существует Зависимость –чем больше ребёнок занимается однотипными действиями, тем меньше у него возможности быть активным и интересующимся. ОДИН И САМЫЙ ГЛАВНЫЙ СОВЕТ – как можно чаще наблюдать во ЧТО и КАК играет ваш ребёнок. Если Вы заметили устойчивые привычки в игре-вмешивайтесь в неё, внося НОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ… Поскольку привычная игра – часть общего поведения, то положительные изменения в поведении достигаются исключительно за счет преодоления стойких привычек в играх… Уважаемые Родители! Надеемся, наши Советы по развитию игровой деятельности Вашего Ребёнка были для вас полезными! В следующей нашей беседе на сайте - «Особенные игры для Особенных детей» мы познакомим Вас с самыми интересными и разнообразными народными играми. До Новых Встреч!

  ГБУ "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями города Дзержинска"

  Сокращенное наименование: ГБУ "ОРЦДПОВ г. Дзержинска"

 Дата государственной регистрации: 21.08.1996 г.

 Учредитель: Министерство социальной политики Нижегородской области

  Директор: Кочуева Татьяна Геннадьевна

 Адрес: 606023, Нижегородская область, Дзержинск (городской округ), г. Дзержинск, ул. Бульвар Мира, 11

 Справочный телефон: (831 3) 25-88-07, 28-15-22 | Факс: (831 3) 26-34-78

 E-mail: orcdpov@dzr.soc.kreml.nnov.ru

 Противодействие коррупции